Астрономы нашли кольцо астероидов у далекой звезды

21 апреля 2019

Насколько обычна наша Солнечная система? Этот вопрос уже много лет терзает планетологов. К сожалению, очень непросто разглядеть подобные детали в других системах. И вот астрономам удалось это сделать. У звезды в 320 световых годах от нас они нашли нечто, похожее на пояс Койпера нашей Солнечной системы.

По их словам, впервые в истории удалось разглядеть такую деталь, как внутреннее кольцо, полиаметрическим методом. Открытие позволяет изучить особенности важного этапа развития таких систем.

Звезда HD 141569A  — это довольно интересный и хорошо изученный объект. У нее есть два компаньона  — два красных карлика на последнем этапе их жизненного цикла. А вот яркой и горячей HD 141569A всего 5 миллионов лет. По массе она примерно в три раза больше Солнца. Принадлежит типу звёзд главной последовательности спектрального класса B.

В 1999 году у молодой звезды обнаружили диск с кольцами высокой плотности на расстоянии 220 и 360 астрономических единиц. Это останки материи, большая часть которой пошла на формирование самой звезды. Считается, что со временем эти обломки собираются в планеты.

Разрыв в диске HD 141569A намекал на наличие там планеты.

В нашей Солнечной системе тоже есть останки аккреционного диска, из которого 4,6 миллиарда лет назад сформировались планеты. Мы называем это кольцо поясом Койпера. Пояс из ледяных обломков расположен за орбитой Нептуна. Плутон со своей средней орбитой в 39,5 а.е. находится в поясе Койпера.

То, что остается от протопланетного диска к концу процесса формирования системы, называют остаточным диском. Его диаметр может достигать сотен астрономических единиц. Диск HD 141569A является промежуточным этапом между протопланетным и остаточным.

Такие гибридные диски представляют большой интерес для планетологов, ведь по ним можно понять, как формируются газовые гиганты, и как растущие платенезимали взаимодействуют с газом и пылью в диске.

Изучая разреженное и завивающееся электромагнитное излучение от этого региона космоса, астрономы под руководством Хуана Себастьяна Браззоне из Университета Западного Онтарио (Канада) смогли заснять похожее кольцо у HD 141569A. Максимальная плотность наблюдается на расстоянии 44 а.е. от звезды.

(Bruzzone et al., arXiv, 2019)

Это интересно: 10 любопытных фактов о Солнечной системе

Ученые нашли не только доказательства формирования планеты, но и следы кольца ближе к звезде.

В частности, они заметили спиральный рукав  — особенность, которая редко встречается в протопланетных дисках. А также два внешних кольца. По чертам спирального рукава ученые сделали вывод, что по массе планета сопоставима с нашим Юпитером.

Само обнаружение такого диска  —  это уже огромное достижение. Но сопутствующий анализ и проведенное исследование сделали еще больший вклад в изучение того, как формируются планеты.

Авторы работы назвали найденные кольца «отличной лабораторией для изучения динамически возмущенных дисков».

Научная статья была принята к публикации в The Astronomical Journal, доступна онлайн на сайте arXiv.
Источник: Science Alert.

Плохое питание убивает каждого пятого

Плохое питание хуже, чем отсутствие физических упражнений, недосыпание и даже курение. Согласно исследованию, в котором приняли участие более 130 ученых из 40 стран, плохое питание

Эрида — карликовая планета

Эрида — тот самый космический объект, который мог стать десятой планетой и чье второе название убийца Плутона. Его открытие изменило облик Солнечной системы в школьных учебниках.