Внедрение человеческого гена в ДНК обезьян сделало их умнее
Ученые из Китая ввели ген человека мартышке рода Macaca. Данный ген играет важную роль в развитии человеческого мозга. Некоторые из обезьян, которые подверглись генетическому изменению, показали улучшение когнитивных функций. Однако, многие в научном сообществе осудили эксперимент как неэтичный.
Исследование, проведенное учеными из Института зоологии Куньмин на юго-западе Китая, включало введение человеческой копий гена MCPH1 в эмбрионы обезьян с помощью вируса. Всего было получено 11 эмбрионов трансгенных мартышек, из которых выжили только пять. Выжившие обезьяны были подвергнуты множеству когнитивных тестов, включая тесты на память и сканирование мозга. Результаты показывают, что генномодифицированные макаки лучше справляются с задачами на кратковременную память, чем их немодифицированные сверстники, и их мозг развивается в течение более длительного периода времени, что типично для развития человека.
По словам учёных, целью работы является исследование фундаментальной биологии, которая позволила людям развивать наш уникальный интеллект. Поэтому, естественно, что китайские авторы решили сосредоточиться на гене, который влияет на размер мозга и когнитивные способности. В будущем подобные исследования могут позволить ученым разработать методы лечения заболеваний, вызванных аномальным развитием мозга.
Другим геном, который вскоре может быть добавлен в обезьяний геном, является FOXP2. Как принято считать, он является неотъемлемой частью наших языковых способностей. Кроме того, существует, генетический вариант — SRGAP2C, который впервые появился около двух миллионов лет назад, когда один из наших предков австралопитеков, уступил место в Африке ранним людям. Этот ген также называют «переключателем человечества» из-за его предполагаемой роли в возникновении человеческого интеллекта.
Хотя такие научные исследования, безусловно, имеют свои достоинства, их этика противоречива. Ведущий исследователь Су Бинг из Института зоологии Куньмин при Академии наук Китая говорит, что эксперименты были утверждены советом по этике и следовали лучшим китайским и международным практикам.
Однако, не все с этим согласны. Критики считают, что трансгенные эксперименты на обезьянах ставят нас на скользкий путь, где становится трудно провести черту между тем, что приемлемо, а что нет.
Другие же утверждают, что люди и мартышки рода Macaca различаются на многих уровнях, и простая модификация пары генов не представляет особой ценности. Более того, небольшой размер выборки этого исследования не позволяет с уверенностью заключить, что введенный вариант гена сделал животных умнее, и при этом исследование не открыло ничего нового о гене MCPH1.