Ученые отыскали неизвестную экзопланету революционным методом

Экзопланета земного типа

Астрономы впервые применили радиоизлучение для обнаружения экзопланет и уже успели отыскать одну новую. В отличие от прежде разработанных методик поиска, новый способ дает возможность обнаруживать сравнительно некрупные планеты земного типа. Эта новость была обнародована в изданиях Nature Astronomy и The Astrophysical Journal Letters.

Исследователи из США и Голландии обнаружили, что излучение в радиодиапазоне красного карлика CJ 1151, удаленного на 26 световых лет от Солнца, вызван взаимодействием его магнитного поля и некой планеты на орбите данного светила.

Такое явление в двойных системах неплохо изучены астрономами на «местном» Юпитере. Полярное сияние, характерное для планеты-гиганта, – следствие взаимодействия его магнитного поля с юпитерианским спутником Ио.

«Мы сопоставили информацию, накопленную за десятки лет изучения Юпитера в радиодиапазоне, к данным о красном карлике CJ 1151, — сообщил журналистам один из членов исследовательской группы Джо Каллингем из Голландии. – Прежде высказывались предположения, что модель Юпитер-Ио может существовать куда в большем масштабе – звезда-планета, и наши наблюдения вполне логично укладываются в эту теоретическую картину».

Недавно открытая экзопланета всего лишь несколько раз массивнее нашей. И это существенный показатель, поскольку применяемые ранее способы помогали находить исключительно большие планеты.

Напомним, пока что ученые используют 2 основных метода поиска экзопланет:

• Метод транзита, используемый космическим телескопом НАСА TESS. Он базируется на обнаружении планеты, когда та пересекает диск собственной звезды, и в ее светимости отмечается небольшое падение. По нему можно рассчитать масштаб проходящего объекта.
  • Метод лучевой скорости. Основан на вычислении малозаметных колебаний позиции звезды, вызванные притяжением ее планеты.

Логично, что чем масса планеты больше, тем проще ее отыскать обоими вышеуказанными методами. Однако новый способ дает возможность обнаруживать менее массивные планеты, напоминающие Землю.

Отличие звездных систем красных карликов от Солнечной заключается в том, что наше светило имеет сравнительно слабое магнитное поле, и местные планеты занимают относительно далекие от Солнца орбиты. Но тусклые и небольшие красные карлики отличаются гораздо более сильными магнитными полями, и их планеты располагаются на меньшем удалении.

Найденная недавно экзопланета совершает оборот вокруг своего светила за 1-5 земных суток. Ее масса пока не установлена, но уже сейчас можно сделать вывод, что это некрупная каменистая планета. К сожалению, ее орбита слишком близка к звезде, чтобы предполагать наличие на экзопланете жизни в привычном для нас понимании.