Неандертальцы прибегли к каннибализму из-за изменения климата

10 мая 2019

Новое исследование показало, что изменение климата заставило неандертальцев прибегнуть к каннибализму.

Неандертальцы давно считались хищниками, которые охотились и ели мясо животных, но группа ученых во Франции считает, что этот подвид архаичных людей прибегал к разделке трупов, поскольку климат стал более жарким около 120 000 лет назад.

Ученые под руководством Эммануэля Дескло и Альбана Дефлера исследовали останки шести неандертальцев, которые были найдены в пещере в Бауме Мула-Герси на юге Франции в 1990-х годах.

Останки состояли из двух взрослых, двух подростков и двух детей, и все они имели явные следы каннибализма. Такие доказательства не новы, так как кости, на которых имеются следы каннибализма, были также обнаружены в Испании, Бельгии и Хорватии.

Однако, что делает это исследование значительным, так это то, что теперь становится понятно, почему неандертальцы стали самыми ранними каннибалами в первобытной истории.

По-видимому, изменение климата уничтожило животных, которые были основным источником питания неандертальцев, и они обратились к каннибализму, чтобы выжить, считают исследователи.

Неандертальцы были каннибалами из-за изменения климата

Останки неандертальца, изученные в новом исследовании, были обнаружены в слое отложений, относящихся к последнему межледниковому периоду, который произошел приблизительно от 128 000 до 114 000 лет назад. В этот период температура резко возросла по сравнению с эпохой, которая была до и после нее.

Исследователи заметили, что резкие температурные изменения также повлекли за собой изменение источников пищи. Например, останки крупных млекопитающих, таких как бизоны, шерстистые мамонты и северные олени, принадлежали времени межледникового периода. После того, как климат стал теплее, вместо них были обнаружены останки черепах, змей и грызунов.

Результаты, полученные в Baume Moula-Guercy, показывают, что по мере того, как климат теплел, луга превращались в леса умеренного пояса, и неандертальцам оставалось всё меньше животных для охоты.

Изменение климата от ледникового периода до последнего межледникового периода было очень резким. Скорее всего потребление себе подобных в пищу было отчаянием.

Каннибализм в современную эпоху

Michelle Langley, археолог из Университета Griffith, которая не была вовлечена в новое исследование, сказала, что каннибализм всегда рассматривался как «спорная вещь», и люди считают его «отвратительным».

Langley отметила, что новое исследование первый раз за всю историю доказывает, что неандертальцы в межледниковый период были в «отчаянном состоянии».

«Они не делали ничего, что не могли бы сделать современные люди в той же ситуации», — сказала Langley.

Все зависит от обстоятельств, например, во время Второй мировой войны было задокументировано, что японские солдаты прибегали к каннибализму. Историк Toshiyuki Tanaka проанализировал архивы в Австралии и обнаружил, что некоторые солдаты японской имперской армии стали каннибалами во время войны.

Tanaka обнаружил в Папуа-Новой Гвинее не менее 100 случаев, когда японские солдаты ели мясо азиатских рабочих, австралийских солдат и коренного населения.

Причина этого каннибализма? Линии снабжения для этих солдат были отрезаны.

В поисках внеземной жизни в космосе

Мы всегда были очарованы мыслью о существовании инопланетной жизни во вселенной. Но что мы, люди, делаем и делали, чтобы найти эту инопланетную жизнь?