Древняя комета могла бы объяснить, почему часть Чили засорена стеклом

17 ноября 2021

На 75-километровом участке пустыни Атакама находятся искореженные куски стекла (темные куски на этом изображении). По словам исследователей, стекло образовалось, когда комета или ее остатки взорвались в этом районе 12 000 лет назад. П. Х. ШУЛЬЦ/УНИВЕРСИТЕТ БРАУНА

По всей полосе пустыни Атакама в Чили разбросаны искореженные куски черного и зеленого стекла. Как стекло оказалось там, разбрызганное по коридору длиной 75 километров, было загадкой.

Теперь анализ космической пыли в стекле показывает, что стекло, вероятно, образовалось, когда комета или ее остатки взорвались над пустыней 12 000 лет назад, сообщают исследователи 2 ноября в журнале Geology.

Этот коридор является лучшим доказательством того, что на Земле произошло столкновение с кометой, говорит Питер Шульц, планетарный геолог из Университета Брауна (Brown University in Providence, R.I.).

На Земле известно всего около 190 ударных кратеров. Падающие космические камни оставляли углубления в этих местах, но ни одно из них, как известно, не было создано кометой. Это связано с тем, что кометы, состоящие в основном из льда и некоторых горных пород, имеют тенденцию взрываться, не достигнув земли, и эту судьбу они разделяют с некоторыми небольшими астероидами. Эти взрывные события, известные как воздушные вспышки, являются драматическими, генерируя огромное количество тепла и сильный ветер. Но последствия носят временный характер и часто не оставляют после себя стойких отпечатков, таких как кратеры.

Это особенно верно во влажной среде. В 1908 году взрыв воздуха от астероида или кометы над отдаленной частью России повалил деревья и вызвал ударную волну, которая сбила людей с ног за сотни километров. С тех пор деревья снова выросли на месте того, что сейчас известно как Тунгусский взрыв, оставив только болото. “Если бы это не наблюдалось, никто бы не узнал, что это произошло”, — говорит Марк Бослоу, физик из Университета Нью-Мексико в Альбукерке, который не принимал участия в новом исследовании.

Атакама, самая сухая пустыня в мире, лучше подходит для сохранения мест воздействия. И он полон песка — сырья для изготовления стекла, которое образуется при нагревании песка до высоких температур. Тепло, возникающее в результате вулканической деятельности, отвечает почти за все стекло, получаемое естественным путем на Земле.

Стеклянный коридор пустыни, однако, находится в нескольких километрах от ближайшего вулкана, что говорит о том, что стекло образовалось в результате другого типа нагревания, такого как выброс воздуха. Но радиоуглеродное датирование древних растений в почве вокруг стекла, казалось, указывало на то, что не все части образовались одновременно. Поскольку вспышки воздуха редко происходят в одном и том же месте дважды, полученные данные заставили некоторых исследователей предположить, что стекло образовалось во время нескольких массовых пожаров травы.

Эта идея, говорит Шульц, “показалась нам действительно странной, потому что травы просто не хватало для пожаров”, даже давным-давно, когда в этом районе, вероятно, было больше зелени, чем сегодня. Изучив часть стекла, он и его коллеги определили, что оно образовалось при температуре, превышающей 1700° по Цельсию, — гораздо более высокой, чем при пожарах травы.

Более того, команда обнаружила встроенные в состав стекла соединения, обнаруженные в кометах, отобранных во время миссии НАСА «Звездная пыль», но почти никогда в астероидах. Исследователи говорят, что единственный способ, которым эта космическая пыль могла попасть в стекло, — это если очень старый кусок космического мусора, такой как комета, взорвался в тот момент, когда образовалось стекло.

Согласно результатам исследования, сильные ветры, вызванные взрывом древней кометы, раскатали стекло, сразу, после его образования на территории нынешней пустыни Атакама. На изображении стекла под микроскопом видны складки (слева)

СКОТТ ХАРРИС/НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ФЕРНБАНКА

Вспышка воздуха также помогла бы объяснить, почему стекло имеет такую форму. “Было ясно, что стекло разбросалось и катилось, как при раскатке теста”, — говорит Шульц. Пожары травы могут растопить землю, но они редко разбрасывают ее по сторонам. Как и в Тунгуске, взрыв воздуха, вероятно, вызвал сильные ветры, которые разбрасывали стекло по мере его формирования, создавая то, как оно выглядит сейчас.

Сила удара разбросала бы стекло далеко по пустыне и на разные слои отложений. Поскольку эти слои образовались в разное время, это могло создать иллюзию, что стекло было создано во время нескольких событий. Изучение датировки растений, которые непосредственно соприкасались со стеклом, позволило исследователям определить дату вероятного удара кометы примерно 12 000 лет назад.

Это время указывает на то, что событие произошло примерно через 800 лет после таинственного периода быстрого похолодания, известного как Поздний Дриас, который совпал с исчезновением многих крупных животных. Некоторые ученые предположили, что взрыв кометы над Северным полушарием вызвал серию событий, которые привели к холодным условиям, хотя эта идея спорна.

Время удара кометы в Атакама показывает, что это не было связано с событием Позднего Дриаса, говорит Шульц, но это открытие закладывает основу для выявления других потенциальных мест, где были взрывы комет на Земле.

Даже без связи с Поздним Дриасом воздействие кометы произвело бы сильное впечатление на любого, кто его видел. Археологические данные свидетельствуют о том, что в то время в этом районе жили люди, которые, возможно, были свидетелями взрыва. “Казалось бы, что весь горизонт был в огне», — говорит Шульц. ”Если ты не был религиозен раньше, ты стал бы религиозен после такого».

Перевод публикации из sciencenews.org