Ученые обнаружили останки необычного морского существа

Ученые нашли окаменелости доисторического морского существа Elpistostege watsoni, которое плавало в океане и ходило по суше 380 миллионов лет назад. Изучением этих окаменелостей занимались палеонтологи из Университета Флиндерс в Австралии и Университета Квебека. Результатом своей работы они поделились в журнале Nature. По их мнению, это существо является первым полноценным переходным звеном между рыбами и амфибиями.

Палеонтологи пишут, что оно напоминало акулу с острыми зубами, плоской головой, длинной мордой и маленькими круглыми глазами, но самый большой интерес представляли его плавники. Вероятно, «пальцы» Elpistostege watsoni позволили этому примитивному созданию перейти от жизни в море к жизни на суше.

Используя компьютерную томографию, они обнаружили, что у существа было некое подобие рук, запястьев и пальцев. Основываясь на сходстве анатомии Elpistostege watsoni и тиктаалика, ученые предполагают, что это позволяло ему выбираться из воды и ползать, удерживая этими конечностями свой вес. То есть, это существо имело схожесть с группой четвероногих животных, в которую входят современные амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие, в том числе люди.

Находка была обнаружена в национальном парке Мигуаша в Квебеке.

«Это невероятная находка, которая позволяет исследовать весь скелет рыбы, похожей на четвероногого», — сказал палеонтолог Джон Лонг из Университета Флиндерс.

Открытие прослеживает происхождение пальцев у позвоночных во времени и связывает его с рыбой, а не с животными, которые позже жили на суше.

Реконструкция останков и образа жизни Elpistostege watsoni. Credit – John Long/Youtube

Эволюция рыб к четвероногим — одно из самых значительных событий в истории. Это тот самый период, когда позвоночные смогли покинуть водоемы и покорить сушу. Однако для этого им пришлось обзавестись «руками» и «ногами».

Более того, за последнее десятилетие, окаменелости, информирующие о переходе от рыб к четвероногим, также пролили свет на анатомические особенности, связанные с эволюцией дыхания, слуха и питания.