Ученые объяснили деформацию диска нашей Галактики

Искривление нашей галактики

Исследовав обширный массив информации, полученный при помощи телескопа орбитального базирования Gaia, ученые пришли к заключению, что заметная деформация внешних областей нашей Галактики является следствием сравнительно недавнего столкновения как минимум с одной из небольших ближайших галактик. Это исследование вчера появилось на страницах издания Nature Astronomy.

Дело в том, что наша Галактика «Млечный Путь», заметно отличается от прочих галактик спирального типа. Если большинство из них обладает отчетливо выраженным и уплощенным диском в центральной части, то у нашей Галактики наблюдается характерный перекос. Астрономия уже не первое десятилетие не могла отыскать этому объяснение.

По всей видимости, данная загадка теперь решена. Это помог сделать орбитальный телескоп Gaia, запущенный в космос Европейским космическим агентством ESA. Этот аппарат скрупулезно исследует небесные координаты всех перемещающихся тел в галактике Млечный Путь, их лучевые скорости, а также замеряет, как меняются межзвездные дистанции.

Обзор принятого набора данных
Трехмерное представление модели прецессирующей деформации

Gaia к настоящему времени уже помог обнаружить в биографии нашей Галактики несколько катаклизмов, сделавшей ее именно такой, как мы наблюдаем ее сегодня. В частности, 8-11 млрд. лет назад Млечный Путь столкнулся с другой галактикой, в результате чего его центральный диск «потолстел», набрав множество новых звезд. Приблизительно в ту же эпоху наша Галактика поглотила карликовую галактику «Гайя-Эцелад», которою еще именуют «галактика-сосиска», в итоге Млечный Путь прибавил не менее 8 шаровых скоплений с 50 млрд. солнечных масс звезд, космических газа и пыли, а также темной материи.

Исследовав параметры 12 млн. звезд, исследователи установили, что кривизна нашего галактического диска не статична, а вращается вокруг центра Галактики, подобно ее звездам, но несколько медленнее них.

Итоги компьютерного моделирования, проведенного с новыми сведениями телескопа Gaia, продемонстрировали, что с большой вероятностью данный процесс – следствие столкновения Млечного Пути с галактикой гораздо меньшей величины. Параметры вращения диска говорят о том, что катаклизм имел место недавно, и не исключено, что он еще не завершен.

Объектом, столкнувшимся с Млечным Путем, предположительно считают карликовую эллиптическую галактику SagDEG, она спутница нашей Галактики и находится в проекции от нас на созвездие Стрельца. Ее орбита достаточно близка, и это потенциально может привести к повторению столкновений с плоскостью Млечного Пути. При этом астрономы полагают, что при каждом обороте вокруг нашей Галактики SagDEG теряет звезды, которые присваивает Млечный Путь. Вероятно, в будущем он столкнется с еще двумя собственными спутниками – галактиками Больше и Малое Магеллановы Облака. Но время до этого события еще есть – порядка 2,4 млрд. земных лет.