Ученые избавили мышей от диабета, используя стволовые клетки

19 августа 2020

Исследователи из США создали инновационный путь излечения сахарного диабета 1 типа при помощи стволовых клеток. Итоги проверок на лабораторных грызунах доказали результативность данного метода – менее чем за 15 суток животные избавились от диабета в тяжелой форме с помощью человеческих стволовых клеток. Эта новость обнародована на страницах издания Nature Biotechnology.

Ученым удалось отыскать метод преобразования плюрипотентных стволовых клеток в бета-клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин. После того, как бета-клетки были введены грызунам, страдающим от запущенной стадии диабета, грызуны вскоре пришли в норму.

«У каждой из этих мышей наблюдался диабет в тяжелой стадии, содержание сахара в их крови превышало соотношение 500 мг да децилитр крови – а эта концентрация летальна для человеческого организма, — подчеркнул руководитель исследовательской группы Джеффри Миллман. – Но после введения животным инсулин-секретирующих клеток менее чем за полмесяца, глюкоза в их крови пришла в норму».

Плюрипотентные стволовые клетки — это «неспециализированные» заготовки, которые отличаются способностью преобразовываться в специализированные клеточные структуры живого организма. Применение данного свойства для излечения диабета подразумевает, что ученые получили метод преобразования их в производящие инсулин бета-клетки. А именно в них нуждаются больные диабетом 1 типа.

Ученым удалось установить, что процесс «перерождения», обращающий стволовые клетки в бета-клетки поджелудочной железы, зависит от клеточного цитоскелета – базовой клеточной структуры, имеющей в своем составе разные белковые соединения. Среди них выделен белок актин, который является важным звеном в «переквалификации» стволовых клеток.

На фото: Кластеры инсулин-продуцирующих бета-клеток, произведённые из стволовых клеток и использованные для функционального лечения мышей от диабета

Новый способ лечения диабета мышей явно перспективен, возможно, подобный эффект будет получен и в человеческом организме. Более того, опыты с цитоскелетными белками демонстрируют, что есть возможность использовать методику преобразования стволовых клеток для воссоздания клеток различных органов пищеварительной системы человека (пищевода, желудка, кишечника и печени). Из этого следует, что открытие американских ученых дает ключ не только к лечению диабета, но множества других заболеваний.

При этом исследователи подчеркивают: до того, как использовать их открытие для лечения людей-диабетиков, метод нуждается в тщательной проверке на более крупных животных и за более продолжительный срок.