Теперь для детального изучения грунта с Луны ученым хватит и нано-кусочка

Лунный грунт - атомно-зондовая томография

Прогресс современных методов научных исследований дал возможность получить больше сведений из образцов лунных грунтовых пород, привезенных на «Аполлоне-17» в далеком 1972 году.

Методика атомно-зондовой томографии (АЗТ, или Atom Probe Tomography), широко используемая в материаловедении, позволяет проводить очень детальный анализ, при этом используя минимум изучаемого вещества. АЗТ помогает исследовать его буквально до атомарного уровня и даже более того – помогает выполнить 3D моделирование изучаемого материала.

Так, группа исследователей из США под руководством Дженники Грир (Чикагский университет) воспользовались методикой АЗТ для анализа малых частиц лунного грунта. И хотя астронавты принесли с Луны свыше 100 кг местного вещества, тратить его приходится с большой осторожностью, поскольку за почти полвека с тех пор новых партий грунта на Землю никто не доставлял. Так что методика АЗТ оказалась как нельзя более кстати.

Она дала возможность провести анализ оксидов железа и титана с поверхности Луны. Это вещество имеет вид зернообразных фрагментов не толще человеческого волоса. Их поверхность состоит из корки, образованной условиями космической среды.

Для исследования трехмерной структуры вещества зерен из них добыли нано-фрагменты вещества. Вслед за этим из этих «вырезок» лазером выбивали атомы по одному, которые попадали на фиксирующий приемник. По скорости поступления атомов была получена картина их массы, заряда и, соответственно, какого рода вещества подверглись воздействию – железо, водород и т.д. (именно они являются продуктами воздействия открытого космоса на поверхность Луны).

«Полвека назад никто и не помышлял, что для подробного изучения грунта с Луны ученым хватит нано-кусочка этой породы. Сотни таких частиц оседали в скафандрах, на ботинках астронавтов — и этого с лихвой хватило бы для масштабного изучения» — уверен Филлип Хек, соавтор заметки в журнале.

Результаты исследования были опубликованы в издании Meteoritics & Planetary Science.