Новый «зефирный тест». Кооперативность помогает противостоять искушению

Что такое "Зефирный тест"?

В 1970-х годах психолог Уолтер Мишел изучал, как способность откладывать удовольствие в детстве может предсказать успешность во взрослой жизни. Для этого он разработал эксперимент, который стал знаменит под названием «зефирный тест».

И вот команда исследователей из Германии сумела адаптировать классический эксперимент под проверку еще одного потенциально важного по жизни качества  — чувства взаимозависимости.

Оказалось, что дети гораздо чаще готовы отложить удовольствие, если при этом они зависят друг от друга. Результаты исследования были опубликованы в Psychological Science.

Тест Мишела

В первоначальном тесте Мишела, который проводился в Стэнфорде, приняли участие 600 детей в возрасте от 4 до 6 лет. Каждому ребенку давали зефирку и пообещали дать еще одну, если ребенок сможет продержаться 15 минут и не съесть лакомство. Некоторые дети сразу ели зефирку, другие  —  находили способ отвлечься. В итоге, вторую зефирку получила примерно треть детей.

Через несколько лет Мишель заметил, что дети из этой терпеливой трети получали более высокие оценки, были более самоуверенными. Результаты подтвердили изначальное предположение, что способность дожидаться отложенного удовольствия коррелирует с успехом по жизни.

При этом Мишель сам считал, что не стоит так сильно полагаться на эту корреляцию. То, что дети не дождались второй зефирки, не означает, что им предстоит прожить безуспешную жизнь. Это подтвердилось в 2018 году.

В 2018 году ученые повторили эксперимент, но сделали его более всесторонним  — учли внешние факторы. Когда организаторы нового теста учли условия в семье и в доме, а также другие внешние факторы, корреляция между второй зефиркой и успехом по жизни оказалась менее существенной.

В новом исследовании ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка добавили в тест новый аспект  — кооперативность.

Ведь взаимодействие с другими людьми может в будущем принести нам плоды: «если я сейчас подожду, дождусь знакомого, и мы съедим эту пачку зефира вместе, то в будущем он, возможно, мне поможет в чем-то».

Одно лишь осознание этой потенциальной помощи в будущем может помочь нам чуть дольше продержаться в ситуации с метафорической «зефиркой». Как же это проверить?

Новый вариант эксперимента

В новом эксперименте поучаствовали в общей сложности 200 детей в возрасте от 5 до 6 лет из двух кардинально разных культур: Германии и кенийского племени Кикую.

Эксперименты проводились в трех вариантах:

  1. соло
  2. взаимозависимость
  3. зависимость

Перед проведением тестов детям дали время познакомиться и сыграть вместе в разогревающие игры. В ходе самих экспериментов дети находились в разных комнатах.

Соло. Этот вариант был повтором классического теста. Выбор детей никак не зависел и не влиял на их знакомого.

Взаимозависимость. Каждому ребенку говорили, что если и он/она, и его знакомый за стенкой сумеют продержаться, то оба получат по второй печеньке. Если же хоть один из них не выдержит, никто не получит вторую печеньку.

Зависимость. Каждому ребенку говорили, что если он/она сумеет продержаться, то и он, и их знакомый получат по второй печеньке. Чувствуете разницу с предыдущим? В этом случае решение ребенка не зависело от решения их знакомого.

Результаты

Дети из племени Кикую оказались чуть более терпеливыми, чем дети из Германии. Авторы связали это с особенностями культуры. Самое главное, что в обоих группах наблюдалась одинаковая реакция на эксперимент «Взаимозависимость».

Дети значительно чаще, чем в соло, готовы были дожидаться отложенного удовольствия, когда получение второй печеньки зависело от них обоих. Это доказывает, что чувство социального обязательства развивается с малого возраста. Другими словами, «дети гораздо чаще готовы отложить удовольствие ради общих целей, чем ради личных».

По мнению авторов, детей, вероятно, мотивировало желание не подвести партнера. Ведь если они съедят печенье, то их знакомый будет иметь право обвинить их в отсутствии второго лакомства.

По мнению авторов, детей, вероятно, мотивировало желание не подвести партнера. Ведь если они съедят печенье, то их знакомый будет иметь полное право обвинить их в отсутствии второго лакомства.

Важно помнить, что результаты были получены в условиях, в которых ребенок даже не видел второго испытуемого. Ключевым аспектом стал сам контекст  — «вы зависите друг от друга».


Научная статья была опубликована в Psychological Science. https://doi.org/10.1177/0956797619894205
Источник: Funscience

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*