Найдены антибиотики, которые убивают бактерии необычным образом

корбомицин и комплостатин

Ученые обнаружили два новых вещества — корбомицин и комплостатин, которые убивают бактерии необычным образом.

Оба эти соединения относятся к семейству антибиотиков, гликопептидов, которые синтезируются почвенными бактериями Actinomycetes. В лаборатории исследователи успешно использовали оба вещества для защиты мышей от лекарственно-устойчивого золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Ученые описали свои выводы в журнале Nature.

Проведя исследование на мышах ученые выяснили, что эти два вещества взаимодействуют с бактериями совершенно иначе, чем пенициллин или другие популярные антибиотики.

Как работают корбомицин и комплостатин

Бактерии имеют оболочку, которая придает им форму, это своеобразный каркас, который держит вместе все ее жизненно важные органеллы. Антибиотики, такие как пенициллин, убивают бактерии, препятствуя строительству оболочки, но корбомицин и комплостатин работают наоборот — они предотвращают разрушение оболочки.

Гликопептиды ингибируют рост клеточных мембран, блокируя синтез пептидогликана, который является жизненно важным строительным блоком. Это эффективно предотвращает размножение бактерий, поскольку те не могут создать дополнительную мембрану перед делением. Эти два соединения, по сути, запирают бактерию в «тюрьму» из собственной оболочки и она больше не может расширяться и расти.

Золотистый стафилококк под электронным микроскопом
Золотистый стафилококк под электронным микроскопом. © Mogana Das Murtey, Patchamuthu Ramasamy

Одним из наиболее захватывающих результатов исследования является то, что соединения проявляют эффективность даже против штаммов Enterococcus, устойчивых к ванкомицину и штаммам S. aureus, которые проявляют промежуточную устойчивость к ванкомицину. Ванкомицин используется в качестве антибиотика последней линии защиты от грамположительных инфекций, которые не поддаются никакому другому лечению.