Дирижабли. Есть ли у них будущее?
У водородных дирижаблей может быть будущее, но будет ли мир готов дать им второй шанс?
С тех пор, как в 1937 году Гинденбург обрушился в огне над Нью-Джерси, убив десятки людей, дирижабли получили очень плохую репутацию. Но некоторые исследователи полагают, что современные дирижабли на основе водорода намного безопаснее и могут оказаться полезными для перевозки грузов по всему миру. Они могли бы конкурировать с огромными грузовыми судами, использование которых является более затратным, а также неблагоприятным для окружающей среды.
Исследователи из Международного института прикладного системного анализа в Австрии предвидят будущее, в котором гигантские дирижабли, более чем в пять раз превышающие высоту Эмпайр-стейт-билдинг, взлетят высоко в небо и будут нести более 20 000 тонн груза.
Преимущества дирижаблей
Сегодня морские перевозки доставляют 90% торговых грузов, и все эти грузовые корабли выбрасывают в атмосферу большую массу углекислого газа. Дирижабли, с другой стороны, испускали бы лишь крошечную часть от этих выбросов, потому что они могли бы использовать струйное течение в тропосфере.
Поток полярного струйного течения может двигаться со скоростью более 180 км/ч
Источник видео: NOAA
Полярное струйное течение представляет собой пояс мощных ветров верхнего уровня, скорость которых на оси составляет более 25 м/c. Дирижабль пересекающий Атлантический океан по направлению в Европу, управлялся бы в основном этим струйным течением. Затем он мог бы снова поймать поток, чтобы добраться до Азии, загрузить груз там и продолжить путь через Тихий океан.
Сегодня самолеты доминируют в области пассажирских рейсов и перевозок по воздуху, но дирижабли все еще можно встретить в небе. В основном они используются в качестве огромных рекламных щитов (например, Goodyear Blips), а также для роскошных путешествий.
Почему водород, а не гелий
В отличие от Гинденбурга, современные дирижабли безопасны, потому что они используют гелий вместо высокореактивного водорода. Однако проблема с гелием заключается в том, что это второй самый легкий химический элемент во Вселенной. Он настолько легкий, что не может удерживаться земной атмосферой и уходит в космос всякий раз, когда у него появляется такая возможность.
Большая часть гелия, используемого сегодня, находится в газовых карманах внутри нашей планеты, и обычно мы его получаем в качестве побочного продукта при добычи нефти. Согласно исследованию 2010 года, все известные запасы гелия должны исчерпаться в течение следующих 25 лет. Поэтому, скоро мы можем попрощаться с гелиевые шариками, если только вы не будете готовы заплатить сотни долларов за каждый.
И здесь можно вспомнить о водороде, который является возобновляемым ресурсом. Вы можете получить его очистив метан или произведя электролиз воды, и не мало важно то, что технология добычи водорода, а также его использование могут быть на 100% чистыми для окружающей среды.
Любой дирижабль, предназначенный для перевозки грузов, должен быть заполнен водородом, так как использование других газов не имеет экономического смысла.
Углеродное волокно и датчики, а также другие современные технологии могут снизить риски, связанные с водородными цеппелинами. Но это не значит, что люди будут безбоязненно их использовать.
Основные проблемы грузовых дирижаблей
Но несмотря на то, что строить грузовые дирижабли было бы очень выгодно и захватывающе, инженеры сталкиваются с двумя огромными проблемами. Одна из них связана с разработкой дирижабля длиной 2,4 км, а вторая относится к водородному компоненту из-за которого существует множество препятствий. Например, дирижабли, наполненные водородом, были запрещены в Соединенных Штатах с 1922 года. Многие другие страны последовали их примеру после катастрофы в Гинденбурге.
Историческая фотография 245-метрового дирижабля LZ 129 «Гинденбург», разбившегося 6 мая 1937 года над Лейкхерстом, Нью-Джерси
Однако авторы нового исследования говорят, что грузовые дирижабли могут быть полностью автономными, а погрузка и разгрузка может выполняться роботами. Таким образом, ни один человек или команда не будет в опасности, если произойдет авария.
Другой проблемой является поиск инвесторов, готовых сделать ставку на такую высокорисковую технологию. Тем не менее перспектива использовать дирижабли весьма привлекательна, как с экономической стороны, так и по причине сокращения выбросов в атмосферу.
Конференция ООН по торговле и развитию ожидает, что объем перевозок продолжит расти в ближайшие десятилетия. А по мере роста торговли к 2050 году выбросы углекислого газа от международных перевозок могут увеличиться на 250 процентов.