Ученые выяснили цвет шерсти мыши, вымершей 3 млн лет назад

28 августа 2019

Изображение: Nature Communications

Используя передовые рентгеновские технологии, группа исследователей впервые обнаружила красные пигменты в древних окаменелостях. Они принадлежали вымершей 3 миллиона лет назад мыши Apodemus atavus по прозвищу «могучая мышь», которая была найдена около немецкой деревни Виллерсхаузен.

Исследователи из Университета Манчестера в Великобритании были поражены тем, насколько хорошо сохранились окаменелости, большая часть скелета и мягких тканей все еще присутствуют и легко узнаваемы. Но даже с такими удачными условиями было бы невозможно получить биохимическую информацию о ткани без помощи мощных рентгеновских инструментов, таких как Стэнфордский источник синхротронного излучения SLAC и Diamond Light Source в Великобритании.

«Набор новых методов позволяет нам всмотреться в химическую историю ископаемого организма, которые сохранили его ткани. Там, где когда-то мы видели просто минералы, теперь мы видим «биохимические призраки» давно вымерших видов», — говорит Фил Маннинг, профессор Манчестера, который возглавлял исследование.

Окаменелость Apodemus atavus по прозвищу «могучая мышь». Фото: Nature Communications

Команда исследователей, в которую вошли специалисты по палеонтологии, геохимии и рентгеновской спектроскопии, смогли обнаружить следы металлов в меланиновом пигменте и выяснить, что шерсть грызуна была красной. У млекопитающих и других животных есть два типа меланина: коричневато-черный эумеланин и красноватый феомеланин.

В будущем, та же самая техника могла бы использоваться для анализа других окаменелостей, чтобы выяснить окраску давно исчезнувших видов животных. Более того, знание окраски может дать новые подсказки, которые ученые сейчас упускают при изучении эволюции вымерших организмов.