Ученые нашли «ледяные окаменелости» в древнем обломке метеорита

Метеорит Acfer 094

В 1990 году в пустыне Алжира была найден древний метеорит, который хранит информацию о временах формирования Солнечной системы. В ходе нового анализа метеорита Acfer 094 ученые обнаружили в нем мельчайшие полости, в которых когда-то были кристаллы льда.

Мы не знаем, когда Acfer 094 упал на Землю, но нам известно, сколько ему лет. Этому древнему обломку около 4,6 миллиарда лет. Новый анализ показал, что метеорит прилетел к нашей планете из внешних областей Солнечной системы. В этом примитивном объекте хранится ценная геологическая информация о формировании нашей системы.

За прошедшие тридцать лет метеорит изучили со всех сторон, но команда ученых из под руководством планетолога Мегуми Мацумото из Киотского университета сумела по-новому взглянуть на находку. Для этого они объединили методы микроскопии, спектроскопии и сбора образцов.

Высокое разрешение позволило разглядеть ранее не замеченную структуру камня  — высокую пористость материала. Диаметр этих пор составляет около 11 микрометров (чуть больше красных кровяных телец). Помимо этого ученые нашли в метеорите следы взаимодействия воды с минералами. Отсюда исследователи сделали вывод, что в этих мелких порах когда-то были кристаллы льда.

Вода в метиорите
(Matsumoto et al., SciAdv, 2019)

Вот только минеральных следов было гораздо больше, чем можно было бы ожидать от количества льда в пористом материале. Поэтому ученые начали искать другие источники этих минералов.

Для этого авторы смоделировали планетезималь, от которого, предположительно, и откололся этот метеорит. Согласно модели, это тело сформировалось из пыли на границах Солнечной системы. Сперва оно состояло из силикатных частиц, покрытых водным льдом. Но по мере роста начала нарастать пыль безо льда. В итоге получилось тело с богатым льдом ядром и мантией безо льда.

Когда тело достигло снеговой линии, под теплом солнечных лучей лед начал сублимироваться и застывать в форме твердых камушков из пыли и льда. Это изменило структуру астероида, создав пористую структуру и те самые минеральные следы взаимодействия с водой.

После этого в какой-то момент астероид распался на части, и обломок Acfer 094 каким-то образом очутился в пустыне Алжира.

Следы водного льда уже находили в астероидах, но оставался открытым вопрос о том, как лед в них попадал. Это исследование дало нам возможное объяснение.

Научная статья была опубликована в Science Advances. DOI: 10.1126/sciadv.aax5078