Российские ученые синтезировали сверхпроводники нового типа

4 сентября 2019

Наука не стоит на месте и научные группы по всему миру ведут активную научную работу по поиску и созданию новых материалов, призванных изменить сложившуюся ситуацию в современной электронике.

Так, по сообщению Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, ученым удалось путем синтеза получить промежуточный тип сверхпроводников, применить которые можно в электронике, а также для создания особо чувствительных детекторов частиц на существующих ускорителях (например, таких как адронный коллайдер).

Новое слово в сверхпроводимости

Как известно, существует два типа сверхпроводников: относящиеся к первому типу проводники сохраняют свою проводимость при воздействии сильных магнитных полей, а второй тип так же сохраняет проводимость при воздействии слабых магнитных полей.

Но по всем теоретическим расчетам было ясно, что, скорее всего, существует так называемый промежуточный тип сверхпроводников.

И российским ученым удалось получить теоретически предсказанный материал из опалов и олова, который достаточно легко переходит из сверхпроводящего состояния обратно в обычное.

Как создали материал

Уникальный материал был создан на основе оксидов кремния, который, как известно, способен изменять сверхпроводимость в зависимости от размера частиц. При этом пустоты в оксиде кремния были заполнены расплавленным оловом.

При этом в изделии с большими пустотами и большими наночастицами олова сохранялись сверхпроводящие свойства при малых воздействиях магнитных полей.

Структура сверхпроводника под сильным увеличением

А вот если в оксид кремния с малыми пустотами добавить наночастицы олова, то в таком соединении как раз и стали проявляться промежуточные характеристики.

Кроме этого была выявлена любопытная особенность: крайне слабая связь между наночастицами — по этой причине сверхпроводимость в созданном материале может быть легко разрушена не только при воздействии магнитного поля малой силы, но даже при бомбардировке синтезированного материала фотонов, электронов и т. п.

Это открытие открывает широкие перспективы для материала в использовании в крайне чувствительных детекторах.

Адронный коллайдер перед запуском в работу

Так же ученые заявили, что синтезированный материал можно настроить таким образом, что он будет реагировать лишь на определенные волны либо частицы. Это позволит создать приборы фиксации для большого адронного коллайдера.

В настоящий момент работа над совершенствованием материала продолжается.

Результаты работы опубликованы в журнале Superconductor Science and Technology.