Новый способ борьбы с бактериями устойчивыми к антибиотикам
Произошло данное событие утром 3 сентября 1928 года. После двухнедельного отпуска Александр Флеминг только что вернулся в свою лабораторию в больнице Святой Марии в Лондоне. Он приступил перебирать чашки Петри, содержащие колонии бактерий. Делая это, Флеминг заметил нечто необычное в одной чашке Петри, которая по ошибке оставалась открытой все время.
Он видел рост сине-зеленой плесени, но область, непосредственно окружающая плесень, была очищена от бактерий. Основываясь на этом наблюдении, Флеминг пришел к выводу, что плесень выделяет вещество, которое он позже назвал пенициллином, которое ингибирует или убивает микроорганизмы. Это чудесное открытие изменило историю современной медицины. Пенициллин спас жизни миллионов пациентов, которые были заражены смертельными бактериями.
Однако, как бактериолог, Флеминг знал, что эволюция является неизбежным процессом, и что бактерии в конечном итоге станут устойчивыми к антибиотику. Его предсказание было верным — первый устойчивый к пенициллину патоген был обнаружен в 1940 году.
С тех пор было введено много других антибактериальных препаратов (как природных, так и полусинтетических); однако через несколько лет после их клинического применения появились и патогены, устойчивые к этим лекарствам.
Недавнее появление новых штаммов бактерий устойчивых к антибиотикам, а именно к карбапенему, вызывает наибольшее беспокойство, поскольку этот препарат является последней известной линией защиты от микробов, устойчивых к множественным антибиотикам. Это нарастающая и серьёзная проблема во всем мире. В одних только Соединенных Штатах, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), от устойчивых к лекарственным средствам бактериальных инфекций ежегодно умирает более 23 000 человек и ежегодно обходится стране в не менее 20 миллиардов долларов в дополнение к прямым расходам на здравоохранение.
К сожалению, в разработке находится очень мало новых антибактериальных препаратов, и большинство из тех, которые используются в настоящее время, являются модификациями существующих лекарств. Это создает серьезные проблемы для врачей лечащих тяжелые инфекции и вызывает страх перед наступлением эпохи «после антибиотиков».
Не так давно, учёные более подробно разобрались как происходит взаимодействие между носителем и патогеном. Понимание этого привело их к направленной терапии (англ. host-directed therapy, HDT), набор методов лечения, суть которых состоит в том, что бы усилить иммунитет больного, а не только полагаться на антибактериальные препараты.
Некоторые многообещающие примеры HDT включают широко используемые лекарства от неинфекционных заболеваний — верапамил и метформин, например, которые модулируют воспаление и усиливают антимикробную реакцию больного на патогены; цитокины, группа белков, которые включают интерлейкины, которые индуцируют передачу сигналов провоспалительных клеток больного, чтобы убить патогены; и продукты питания, такие как витамин D3, который увеличивает клеточную защиту организма.
HDT также направлен на то, чтобы уравновесить реактивность защиты больного в месте инфекции путем снижения или предотвращения чрезмерного воспалительного ответа , который может повредить внутренние органы и даже убить. Это достигается с помощью клеточной терапии, при которой особая популяция клеток костного мозга вводится в организм больного для защиты и предотвращения повреждения тканей.
Наше понимание ответной реакции больного на инфекцию все еще неполное, однако, с каждым годом, мы узнаем больше и больше, что даёт нам находить новые способы лечения и предотвращения бактериальных инфекций, которые уносят миллионы жизней во всем мире.