Микробиом кишечника влияет на выработку серотонина и уровень сахара в крови

Микробиом и диабет

В дополнение к растущему пониманию роли, которую микробиом играет в нашем метаболизме, новое исследование, проведенное австралийскими и канадскими учеными, обнаружило, как кишечные бактерии могут напрямую влиять на уровень сахара в крови, способствуя синтезу серотонина в кишечнике.

Серотонин наиболее известен как нейротрансмиттер, который влияет на чувство счастья и регулирует настроение, но молекула действительно оказывает невероятно широкое воздействие на весь организм. На самом деле, более 90 процентов серотонина, вырабатываемого организмом человека, находится в кишечнике. Ученые только сейчас узнают о роли, которую эти кишечные секреции серотонина играют в регулировании всего, от нашей желудочно-кишечной моторики до общего метаболизма.

Поскольку серотонин не может преодолеть гематоэнцефалический барьер (ГЭБ), считается, что эти кишечные выделения не оказывают непосредственного влияния на наш мозг. Однако уровни серотонина в кишечнике и крови, по-видимому, играют важную роль в нашем общем метаболическом профиле. Например, у субъектов с ожирением циркулирующий серотонин был обнаружен на более высоких уровнях, чем у субъектов с нормальным весом, что позволяет предположить, что молекула может влиять на регуляцию веса.

Это новое исследование было направлено на изучение взаимосвязи между микробиомом кишечника, синтезом серотонина и уровнем сахара в крови. Гипотеза заключалась в том, что кишечные бактерии могут быть фактором, регулирующим выработку серотонина в кишечнике и, следовательно, метаболизм глюкозы.

Эксперименты на животных показали, что нарушения кишечного микробиома действительно приводят к изменению синтеза серотонина в кишечнике, и эти факторы могут быть связаны с улучшением обработки глюкозы. Таким образом, чем выше уровень серотонина в кишечнике и крови, тем хуже уровень глюкозы в организме.

«Мы обнаружили, что микробиом может ухудшать наш метаболизм, передавая сигналы клеткам кишечника, которые вырабатывают серотонин», — говорит Дэмиен Китинг из австралийского университета Флиндерс и автор нового исследования. «Они повышают уровень серотонина, который, как мы ранее показали, повышается у тучных людей, и этот рост серотонина в крови вызывает значительные метаболические проблемы».

Это исследование поднимает столько же вопросов, сколько дает ответов, прокладывая путь для дальнейшего изучения проблемы. Необходимы еще исследования, чтобы точно изучить, как работает этот механизм, индуцированный микробиомом.

Это захватывающее открытие, которое однажды может помочь в лечении таких заболеваний, как диабет, но в предстоящие годы потребуется гораздо больше подобных исследований.

«Следующим шагом будет понимание того, какие именно бактерии делают это и как, в надежде, что это может привести к новым подходам в регулировании уровня сахара в крови».

Новое исследование было опубликовано в журнале PNAS