Анализ сточных вод показывает уровень устойчивости к антибиотикам в регионе

Антибиотикорезистентность бактерий

Исследование проведенное в семи разных странах показало, что клиническая устойчивость бактерий к антибиотикам коррелирует с количеством генов устойчивости в сточных водах. Сточные воды могут служить колыбелью для устойчивых к антибиотикам бактерий, но, к счастью, большинство очистных сооружений, способны успешно уничтожать этих микробов.

Устойчивые к лекарствам бактерии не являются проблемой будущего — они уже здесь и наносят огромный ущерб. Только в одной Европе они убивают более 33 000 человек каждый год, но в других частях света дела обстоят не намного лучше. Исследователи утверждают, что это всего лишь верхушка айсберга — надвигающаяся опасность настолько велика, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила лекарственную устойчивость одной из «самых больших угроз для глобального здравоохранения».

Тем не менее данную проблему бывает трудно оценить для большого региона или страны в целом. В новом исследовании, проведенном в семи европейских странах (Португалия, Испания, Ирландия, Кипр, Германия, Финляндия и Норвегия), исследователи изучили антибиотикорезистентность бактерий из 12 городских очистных сооружений, сравнивая результаты с бактериями, обнаруженными в образцах пациентов. Ученые также сравнили результаты с общим потреблением антибиотиков в этих регионах.

Потребление антибиотиков по странам в 2015 году и количество бактерий кишечной палочки, устойчивых к антибиотикам, в клинических образцах.

Было обнаружено, что уровень антибиотикорезистентности у бактерий в сточных водах является хорошим индикатором устойчивости к антибиотикам среди населения в целом. Люди в южных странах (Испания, Португалия, Кипр) и Ирландии потребляют больше антибиотиков, чем в Финляндии, Норвегии и Германии. Следовательно, в этих странах также имеется более высокий уровень устойчивости к антибиотикам.

Хорошей новостью является то, что очистные сооружения эффективно очищают воду — по крайней мере, большую часть времени.

«В этом исследовании 11 из 12 очистных сооружений смягчили проблему резистентности бактерий, по-видимому, это указывает на то, что современные установки хорошо справляются с их работой». «В то же время старые очистные сооружения или плохой процесс очистки могут привести к увеличению устойчивости бактерий к антибиотикам в окружающей среде. Нам нужно больше результатов исследований в странах с высоким потреблением антибиотиков и менее развитой практикой очистки сточных вод», — говорит ведущий автор Марко Вирта из Университета Хельсинки.

Неясно, какие точно факторы обеспечивают уничтожение бактерий, но ученые полагают, что на это влияет возраст и размер очистных сооружений, используемые методы очистки, температура воды, количество остатков антибиотиков в воде и взаимодействие между бактериями и различными типами простейших.

Проблема в том, что эта вода обычно используется для орошения и попадает на сельскохозяйственные поля, проникая в почву, растения и в конечном итоге на наши тарелки. Поэтому необходимы дополнительные исследования, чтобы увидеть, каковы лучшие методы для тщательной очистки воды от резистентных к лекарствам бактерий.

Исследование было опубликовано в журнале Science Advances. DOI: 10.1126/sciadv.aau9124