Длительные космические полеты приводят к увеличению размера желудочков мозга

16 мая 2019

Большая группа исследователей с членами из Бельгии, России и Германии обнаружила, что у людей, которые долгое время проводят на борту Международной космической станции, наблюдается увеличение размеров некоторых желудочков мозга.

Мы знаем, что длительные космические полеты имеют разностороннее влияние на организм и здоровье человека. Например, наблюдается увеличение роста, потому что позвоночник больше не сжимается под действием силы тяжести. Многие космонавты также испытывают небольшую потерю остроты зрения. Но в новой работе исследователи сосредоточились на том, как длительные космические полеты воздействуют на мозг. Свой доклад они опубликовали в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Предыдущие исследования показали, что в условиях с минимальной гравитацией жидкости организма больше не вытесняются под действием силы тяжести. В результате большее их количество распределяется в верхних частях тела. На сегодняшний день неизвестно, имеют ли эти временные изменения какие-либо неблагоприятные долговременные эффекты, но до сих пор не было обнаружено ни одного.

Чтобы узнать больше о том, что происходит в мозге во время космического полета и после него, исследователи обратились за помощью к 11 космонавтам, которые провели в среднем 169 дней в космосе. Каждый из них трижды прошел МРТ-сканирование: перед запуском, сразу после возвращения из космоса и спустя семь месяцев.

Темные столбцы: процентное увеличение объема желудочков мозга относительно их объема до полета (до полёта против после полёта). Бледно-закрашенные столбцы: Изменения спустя 7 месяцев после полёта (спустя 7 месяцев против до полёта). Заштрихованные столбцы: Контрольная группа. (Изображение:
Angelique Van Ombergen).

Желудочки мозга — это полые полости мозга, по которым движется жидкость. Исследователи сообщают о среднем увеличении размеров трёх желудочков мозга на 11,6 процента сразу после возвращения космонавтов на Землю. Они также обнаружили, что даже спустя семь месяцев желудочки не вернулись в норму — они были в среднем все еще на 6,4% больше, чем были до пребывания в космосе. Не известно, вернулись ли желудочки в норму после того, как прошло больше времени.

Можно отметить расширение церебрального желудочка, расширение субарахноидального пространства CSF вокруг височной и теменной долей, а также сдавление верхней сагиттальной пазухи и более узкую продольную трещину.
A и D — до полета, B и E — после полета, C и F — спустя 7 месяцев после полета. (Изображение: R. Maxine Rühl).

Исследователи не знают, привели ли изменения размеров желудочков к изменениям в работе мозга и представляли ли они опасность для космонавтов. Также до сих пор неизвестно, могут ли изменения размера желудочка быть связаны с изменениями остроты зрения.

Proceedings of the National Academy of Sciences (2019). www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.1820354116