Агрохимикаты убивают пчел даже на «безопасных» уровнях
Команда бразильских исследователей сообщает, что пестициды могут действовать на пчел еще хуже, чем предполагалось ранее. Даже на уровнях, которые считаются несмертельными, такие соединения сокращают продолжительность их жизни до 50%. В дополнение к этому фунгициды, которые считаются безопасными для пчел, изменяют поведение, делая их вялыми.
Несколько видов пчел находятся под угрозой исчезновения. Их снижение впервые наблюдалось в Европе и Северной Америке приблизительно в 2000 году, а в Бразилии с 2005 года. И оно может быть очень быстрым, новое исследование сообщает, что Рио-Гранде-ду-Сул, самый южный штат Бразилии, потерял около 5000 колоний (400 миллионов пчел) в период с декабря 2018 года по январь 2019 года. Проблема, по мнению авторов, заключается в том, что уровни пестицидов и фунгицидов, ранее считавшиеся «безопасными» для пчел, таковыми не являются и на самом деле они их убивают.
«В Европе и США пчелиные семьи постепенно отмирают. Между первым отчетом о смертности пчел и разрушением колонии может пройти от одного до пяти месяцев», — говорит Осмар Маласпина, профессор Государственного университета Сан-Паулу (UNESP), соавтор статьи. «В Бразилии все по-другому. Пчелиные семьи исчезают здесь всего за 24 или 48 часов. Никакая болезнь не может убить целую колонию за сутки, только инсектицид может сделать это».
Одним из наиболее пострадавших видов является Apis mellifera, — западная медоносная пчела, которая была «экспортирована» европейцами по всему миру в качестве источника меда. Команда добавляет, что сотни диких местных бразильских видов также ощущают воздействие инсектицидов и фунгицидов в естественной среде. Хотя это определенно не сулит ничего хорошего для мирового производства меда, самая страшная экономическая опасность заключается в сельском хозяйстве — пчелы, как дикие, так и домашние, сегодня поддерживают опыление большинства сельскохозяйственных культур.
Хотя пчелы не подвергаются прямому воздействию этих соединений, они вступают в контакт с ними во время кормления. Принесенные в улей химикаты поглощаются личинками. Созревшие из этих личинок пчелы имеют значительно более короткий срок жизни, что влияет на функционирование всей колонии.
Поскольку соединения, используемые в Бразилии, содержат сотни различных активных ингредиентов, «невозможно проверить действие каждого из них в лаборатории», добавляет Маласпина, потому что «на это нет денег».
Предыдущее исследование было проведено в период между 2014 и 2017 годами с инициативы ассоциации агрохимической промышленности (SINDIVEG), целью которой было понять, какие активные ингредиенты могут увеличить пчелиную смертность. Основное внимание уделялось 44 наиболее широко распыляемым продуктам в штате Сан-Паулу. Результатом исследования стал ряд рекомендованных действий в сельском хозяйстве, которые изолировали бы пасеки и пчелиные семьи от агрохимикатов, а также была установлена минимальная дистанция при применении этих соединений (расстояние между местом их применения и пасеками, лесом).
Эти рекомендации, похоже, помогли, сообщает команда. Хотя 5000 колоний исчезли в Риу-Гранди-ду-Сул, темпы сокращения пчел были ниже в Санта-Катарине и Парана, двух других штатах региона, и еще ниже в штате Сан-Паулу.
«Однако это не означает, что пчелы Сан-Паулу больше не подвергаются риску от агрохимикатов», — говорит Элейн Кристина Матиас да Силва Закарин, профессор Федерального университета Сан-Карлос и автор исследования. «Мы начинаем проводить тесты для измерения комбинированного воздействия инсектицидов и фунгицидов на пчел, и уже обнаружили, что специфический фунгицид не наносит вреда пчелиным семьям сам по себе, но становится токсичным для пчел, когда связан с определенным инсектицидом».
«Он не убивает их, как инсектицид, но изменяет их поведение и подвергает риску колонии».
Команда проверила действие клотианидина, инсектицида, который используется для борьбы с вредителями, поражающими хлопок, сухие бобы, кукурузу и сою, а также пираклостробин, фунгицид, применяемый для большинства зерновых, плодовых культур, бобовых и овощей. Команда отмечает, что в большой дозе любой применяемый агрохимикат почти сразу способен уничтожить пчелиные семьи, но им хотелось увидеть среднесрочные и долгосрочные эффекты более низких доз.
«Мы хотим выяснить, как остаточное действие агрохимикатов, применяемых даже в очень малом количестве, влияет на пчел», — пояснила Элейн.
Личинки A. mellifera были извлечены из здоровых колоний, разделены на группы и питались рационом из маточного молочка и сахара, смешанным с крошечной дозой одного или другого агрохимического вещества. Доза составляла несколько нанограмм за раз. Контрольная группа не получала агрохимикатов. Вторую и третью группы кормили пищей либо с инсектицидом клотианидин, либо с добавленным фунгицидом пираклостробином. Оба химиката добавляли в рацион четвертой группы личинок.
Результаты показали, что жизни образцов, в диету которых включалось очень маленькое количество инсектицида клотианидин, были резко сокращены на целых 50 процентов.
У личинок из третьей (пираклостробиновой) группы не проявилось никаких побочных эффектов. Они не умирали ни на личиночной стадии, ни во время созревания в коконе. Тем не менее взрослые особи были вялыми по сравнению с контрольной группой. Как объясняют специалисты, если подобное влияние оказывается на достаточное количество пчел в колонии, пчелиная семья может погибнуть.
«Наша гипотеза состоит в том, что, когда пираклостробин связан с инсектицидом, он снижает энергетический обмен пчелы. Дальнейшие исследования ведутся для выяснения этого механизма», — добавляет Элейн.
В журнале Scientific Reports опубликована статья «Поздний эффект совместного воздействия инсектицида клотианидин и фунгицида пираклостробин на личинок африканизированного Apis mellifera».