Ученые сомневаются, что существовал вид карликовых T. Rex

Мини-T. Rex
Посетители рассматривают «Джейн», юного тиранозавра, выставленного в Музее естественной истории Burpee в Рокфорде

В течение уже трех десятилетий палеонтологи мира спорят об одной примечательной находке  — небольшом скелете Tyrannosaurus rex. Действительно ли существовали карликовые тираннозавры?

В 1988 году палеонтолог Роберт Баккер и его коллеги из Кливлэндского Музея естественной истории (штат Огайо) переклассифицировали образец, найденный в 1942 году, в новый вид.

По их мнению, этот скелет принадлежал единственному известному представителю небольшого вида Nanotyrannus, «карликовых тираннозавров».

В 2001 году недалеко от города Екалака в Монтане, в богатой на окаменелости и хорошо изученной формации Хелл-Крик (Hell Creek), другая команда палеонтологов нашла почти что полный скелет молодого тираннозавра. Существо чуть больше рабочей лошади назвали Джейн. Довольно быстро ученые решили, что это подросток Tyrannosaurus rex.

Вот только некоторые специалисты продолжали настаивать на том, что это еще один представитель Nanotyrannus. Их аргументом была морфология черепа и костей, которая отличалась от морфологии взрослых T. rex.

Ответы в костях

В среду в журнале Science Advances вышла научная статья о результатах микроскопического анализа образцов Джейн и другого, менее полного набора костей под именем Пити (Petey). Исследованием руководила Холли Вудвард из Оклахомского государственного университета.

Этот метод  — палеогистология — подтвердил, что оба набора костей принадлежали молодым особям, точно не взрослым. То есть ставится под сомнение само существование карликового вида Nanotyrannus.

Чем хороши окаменевшие кости, так это тем, что фоссилизируется вся кость, вплоть до микроскопического размера,  — объясняет метод Вудвард.  — Мы можем определить скорость роста, возраст и уровень зрелости.

Метод заключается в анализе под микроскопом тончайших срезов костей — настолько тонких, что они почти прозрачные. По размеру сосудов ученые смогли определить, что на момент смерти особи находились в фазе быстрого роста. Если бы они были зрелыми динозаврами, васкуляризация была бы гораздо менее выраженной.

Ученым даже удалось посчитать годичные кольца на костях: Джейн было 13 лет, Пити  — 15 лет.

Исследование немного дополнило наши довольно скудные знания о 20-летнем периоде жизни динозавра с момента вылупления до достижения зрелого возраста.

Все любят T.rex, но мы почти ничего не знаем о том, как они росли  — говорит Вудвард.  — Это, возможно, самый известный динозавр в мире, а у нас есть лишь большие скелеты.

Отчасти это связано с тем, что все стремятся найти самый большой скелет и выставить его на всеобщее обозрение. Порой такие образцы добываются с нанесением вреда более мелким окаменелостям.

На сегодняшний день известно лишь 5-7 окаменелостей молодых T.rex, и некоторые из них находятся в частных коллекциях, поэтому у ученых нет к ним доступа.

Научная статья была опубликована в журнале Science AdvancesDOI: 10.1126/sciadv.aax6250