Черная дыра в центре Млечного пути создает странный тип звезд

Звезды вокруг Черной дыры

Как и в большинстве крупных галактик, в центре Млечного пути, глубоко в созвездии Стрельца, лежит сверхмассивная черная дыра под названием Стрелец А*. Своим притяжением эта дыра создает вокруг себя звездный мегаполис в 1 миллиардов раз плотнее нашего уголка галактики.

Иногда звезды подлетают друг к другу слишком близко. И порой, как показало новое исследование, такое общение приводит к довольно яркому взаимодействию.

В новой работе, опубликованной в Nature, астрономы описали шесть странных объектов, вращающихся вокруг центральной черной дыры. По словам авторов, эти аномальные объекты (G1 — G6) выглядят как продолговатые комки газа в несколько раз массивнее Земли. И при этом они ведут себя как маленькие звезды, которые умудряются очень близко подлетать к краю черной дыры, и при этом их не разрывает на части.

Что это? Просто газ? Или все же звезды? Авторы предполагают, что это может быть нечто среднее.

Исходя из форм шести объектов, их орбит и характера взаимодействия с Sgt A*, ученые сделали вывод, что каждый из объектов G  —  это бинарная звезда (то есть пара звезд), которую миллионы лет назад сжало сильным притяжением черной дыры, и она до сих пор выплевывает облака газа и пыли.

Возможно, черные дыры заставляют бинарные звезды сливаться, — комментирует соавтор статьи Андреа Гез, профессор астрофизики из Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе.  —  Возможно, многие звезды, за которыми мы наблюдаем, на самом деле являются результатом таких слияний, а мы и не подозреваем об этом.

Первые два объекта G были открыты в 2005 и 2012 годах. Изучив траекторию их полета, ученые выдвинули предположение, что это останки мертвой звезды или просто два более плотных клочка газа из аккреционного кольца.

В 2014 году объект G2 подлетел всего на несколько а.е. к горизонту событий. Астрономы тогда предсказали, что, если G2 действительно является облаком газа, то его разорвет на части. G2 пережил сближение, хоть и немного «размазался», а астрономы начали думать над причинами ошибки.

В течение следующих нескольких лет G2 снова принял более компактную форму  —  словно бы что-то снова стянуло материю к центру.

Чтобы проверить гипотезу о звезде в центре G2, астрономы несколько лет наблюдали за центром Млечного пути с помощью телескопов Обсерватории Кека на Гавайях. Так ученые нашли еще четыре объекта.

Траектории полета у них были разные, но вот характеристики совпадали с характеристиками G1 и G2. Большую часть времени объекты были похожи на компактные облачка газа, но после сближения с черной дырой вытягивались и искривлялись, как когда-то G2.

Из-за разных орбит пришлось отбросить предположение о клочках единого кольца материи. Самым вероятным объяснением оставалось предположение о том, что объекты G являлись бывшими бинарными звездами, которые сжало притяжением черной дыры.

Количество наблюдаемых объектов в общем-то совпадает с ожидаемым количеством бинарных звезд вблизи центра галактики. А так как таким звездам нужно около 1 миллиона лет на слияние, первоначальные объекты могли родиться в последний известный период активного звездообразования, то есть примерно 5 миллионов лет назад.

Объяснение вроде бы походит, но, конечно, потребуются дополнительные исследования и наблюдения.

Научная статья была опубликована в журнале Nature. https://doi.org/10.1038/s41586-019-1883-y

Источник: Funscience со ссылкой на Live Science.

Оставьте первый комментарий