Астероид и метеорит. В чем разница между ними?

2 октября 2019

30 июня 1908 года бореальные леса Тунгуски, Сибирь, были потрясены мощным взрывом. Астероид пронзил атмосферу нашей планеты и взорвался, прежде чем ударить по поверхности. Этот взрыв, известный как Тунгусское событие, вошел в историю. Это было крупнейшее событие, которое человечество когда-либо наблюдало из первых рук, и это заставило ООН объявить 30 июня Международным днем астероида.

Содержание:

Хотя это событие определенно внушало благоговение, оно не привело к огромным жертвам, как, например, в случае падения Чиксулуба (метеорит, который убил динозавров). Так почему же один космический камень убил самых больших существ, когда-либо бродивших по Земле, а другой просто сплющил 2 000 квадратных километров леса, не вызвав ни одной человеческой жертвы? Будем разбираться. Сегодня мы рассмотрим это простое, но очень важное различие между астероидом и метеоритом.

Что такое метеорит?

Метеорит — это любое космическое тело, которое входит в атмосферу планеты или спутника, пролетает через неё и воздействует на поверхность, оставляя после себя твердые куски материала.

Название происходит от древнегреческих слов meta и aerio, которые в совокупности переводятся как в воздухе из вне.

Метеориты начинают свою жизнь как метеороиды (маленькие метеоры) или астероиды. При контакте с атмосферой метеороиды испытывают огромное трение, в результате чего они самопроизвольно горят (до 1649 градусов по Цельсию). Мы привыкли их называть падающими звездами.

Падающая звезда (метеор).
Источник изображения: Pixaby

Жизнь метеороида является короткой и адской. Проходя через атмосферу Земли, трение способно поднять его температуру выше, чем точки кипения составляющих материалов, тем самым испаряя его слой за слоем. Фактически, достаточно разбить составляющие его молекулы (и атмосферные) на ионизированные частицы (в основном, плазму), которые затем рекомбинируют, выделяя энергию в виде света. Это тот самый хвост, который мы видим при его падении, и именно этот наблюдаемый след мы называем метеором.

Горячее прохождение через атмосферу, обычно сбрасывает большую часть массы метеороида, оставшееся ядро ​​- наш метеорит.

В зависимости от химического состава, угла и скорости проникновения в атмосферу, а также от того, распадается он или нет — размер метеорита обычно варьируется между галькой и баскетбольным мячом.

Метеорит Гоба, крупнейший из найденных метеоритов. Он находится на одноименной ферме, недалеко от Грутфонтейна, Намибия.

Метеориты диаметром менее 2 мм называются микрометеоритами. Метеориты, которые воздействуют на другие небесные тела (и, следовательно, не обязательно проходят через атмосферный слой, например, те, что поражают Луну), называются внеземными метеоритами.

Что такое астероид?

Само слово дает нам представление о природе астероидов. «Астра» — это древнегреческое слово «звезда», а суффикс «-оид» используется для обозначения некоего сходства с корневым словом. «Астероид», следовательно, означает «звездообразный» или, более точно, «звездообразный, но не совсем».

Имейте в виду, что для древних греков, смотрящих в ночное небо, планеты и звезды выглядели одинаково. Следовательно, «астра» может пониматься как «звезда» и «планета».

Астероиды — это куски космической породы диаметром от одного метра до почти тысячи километров. Крупнейшие из них могут по праву считаться карликовыми планетами (или планетоидами).

Церера является хорошим примером, это самый большой объект, который находятся в поясе астероидов между Марсом и Юпитером (диаметр Цереры 945 км.).

Например, Церера является астероидом и карликовой планетой, но мы НЕ ХОТИМ, чтобы она стала метеоритом!
Источник изображения: NASA/JPL/Planetary Society/Justin Cowart

Это интересно: Вселенная: от Большого взрыва до наших дней

Самые крупные астероиды во многом напоминают планеты. Они почти сферические и имеют, по крайней мере, частично дифференцированные структуры ядра.

Однако большинство астероидов довольно миниатюрны и могут иметь любую форму. Насколько нам известно, они либо формировались из исконной материи звездной системы, либо в результате последующих столкновений между ее первыми каменистыми телами.

Итак, резюмируем: астероиды — это каменные или металлические куски (или и то и другое) в космосе. Они в основном состоят из теллурических элементов (таких, как углерод, металлы и диоксид кремния), которые, как правило, довольно устойчивы. Это либо планеты, которые не стали достаточно большими, либо остатки разрушенных планет.

Итак … в чем разница между ними?

Как правило, большинство метеоритов — это астероиды, но очень мало астероидов являются метеоритами.

Давайте сравним размеры. Астроном назовет любой из космических объектов размером от молекулы до куска диаметром в 100 метров метеороидом. Все, что больше этого, как правило, считается астероидом.

Однако это не учитывает химический состав, который также является жестким определителем того, что является (и не является) астероидом. Кометы — это куски льда и пыли, образовавшиеся в замерзающих уголках космоса (т.е. вне солнечных систем). Они также имеют небольшую атмосферу вокруг себя (отличительная особенность комет), создаваемую испарением льда.

Кометы, как правило, не называют «метеоритами», так как они состоят из летучих материалов, которые не обнаруживаются после удара. Тем не менее, некоторые кометы оставляют следы своего воздействия в виде стекла или алмазов, что вполне подходит под определения метеорита. Поэтому эти кометы, воздействующие на поверхность, можно вполне «законно» называть метеоритами.

В этом и заключается разница. Чтобы быть метеоритом, нужно ударить планету или спутник и оставить за собой твердый мусор. Для астероидов же достаточно иметь правильный химический состав, не быть слишком маленьким и не слишком большим, и вуаля! Вы астероид.

Большинство астероидов, которые могли упасть — уже упали, поэтому те, что остались довольствуются тем, что вращаются в своих астероидных поясах или имеют другие орбиты. Но мы никогда не должны принимать отсутствие их визитов как должное. Почему? Просто спросите об этом динозавров.

У бактерий сложная коллективная память

Калифорнийские ученые обнаружили, что скопления бактерий имеют возможность коллективно запоминать информацию о воздействии различных типов раздражителей.

Почему мы должны потеть?

Вы, наверное, думаете, что это очень здорово — никогда не потеть. Однако у пота есть много важных функции, и некоторые из них являются жизненно важными.