Ученые считают, что глубоководные рыбы способны различать цвета

23 января 2019

Работа, опубликованная в журнале Science, ставит под сомнение прошлые исследования, в которых предполагается, что глубоководные рыбы, живущие на глубине от 500 до 8000 метров, дальтоники.

Глубоководные рыбы обитают в среде, где единственными источниками света являются тусклый остаточный солнечный свет и биолюминесценция, испускаемая другими существами.

Международная группа ученых изучила геномы 101 рыбы, чтобы узнать больше об их опсинах: рецепторах в сетчатке, которые превращают свет в электрохимические сигналы, обрабатываемые мозгом.

У позвоночных может быть до пяти видов опсинов, один из них позволяет видеть в темноте, а другие четыре являются колбочками, позволяющими различать цвет ярко освещенных объектов. Например, глаз человека содержит три типа колбочек, различающихся светочувствительным пигментом, у кошек и собак их два, в то время как у многих рыб и птиц их четыре.

Проанализировав геномы, исследователи обнаружили, что некоторые глубоководные рыбы имеют зрительную систему на основе многостержневого опсина, которая, вероятно, позволяет им видеть цвет в темных глубинах океана. Это может быть полезно для обнаружения биолюминесцентного света от хищников или жертв.

Обнаружено, что ледяная рыба-фонарь, палочкохвост и диретмовые (Longwing spinyfin и silver spinyfin) имеют по меньшей мере пять стержневых опсинов. Работа также показала, что многие рыбы имеют больше генов опсина, чем используют.

Но поскольку в настоящее время невозможно провести поведенческие эксперименты на глубоководных рыбах из-за недоступности их мест обитания — команда исследователей не смогла доказать, что эти существа могут различать цвета в их естественной среде обитания.

Ученые также были ограничены в количестве глубоководных рыб, необходимых для исследования. Им было трудно собрать большое количество экземпляров из-за нехватки научных глубоководных погружений, а также потому, что многие из этих рыб редко встречаются.

Утверждение о том, что мы знаем больше о космосе, чем о самых глубоководных местах на нашей планете, определенно верно. Но, с другой стороны, там, где много неизвестного, мы можем многому научиться.

Россияне все чаще страдают от цирроза