Три женщины-ученых, чьи заслуги были присвоены другими

21 августа 2019

В истории науки часто происходили случаи, когда работы одних исследователей присваивались другими, или, попросту говоря, когда недобросовестные ученые крали научные труды. Пострадавшей стороной часто были женщины, ведь долгое время отношение к ним оставалось несправедливым: считалось, что они не равны мужчинам в интеллектуальном труде. Присвоить научную работу женщины-ученого мужчине ничего не стоило, ведь права голоса у последних было куда больше, да и прислушивались к ним охотнее, чем к женщинам.

В нашем материале мы поговорим о трех женщинах-ученых, чьи труды были присвоены мужчинами, или чьи заслуги научное сообщество долгое время преуменьшало.

Розалинд Франклин

В 1962 году трое мужчин-ученых Морис Уилкинс, Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик получили Нобелевскую премию за открытие структуры ДНК. Любопытно, что это открытие ученые сделали бы гораздо позже, если бы не одна женщина — Розалинд Франклин.

Фото: New Scientist / Розалинд Франклин

Розалинд Франклин была английским биофизиком и долгое время занималась исследованиями в области применения рентгеноструктурного анализа в Париже. Когда в 1951 году девушка вернулась в Лондон, ее пригласили в Лондонский университет работать над изучением волокон ДНК. Франклин поставили трудиться в паре с молекулярным биологом Морисом Уилкинсом, помогать девушке назначили аспиранта Рэймонда Гослинга.

Лаборатория, где работали ученые, не отказывала в покупке первоклассного оборудования для исследований. Франклин научилась очень тонко настраивать аппаратуру и смогла получать снимки невероятной точности. В результате ей удалось хорошо сфотографировать гидратированную ДНК, что позволило максимально точно определить ее структуру. В мае 1952 года Франклин получила рентгенограмму волокон натриевой соли, вошедшую в историю науки под названием «Фотография 51», и благодаря снимку сумела доказать спиральную структуру ДНК.

В то время многие исследователи пытались расшифровать структуру ДНК (код биологической памяти, строительный кирпичик жизни). В соседней лаборатории, параллельно с Франклин, Уилкинсом и Гослингом, над разгадкой тайны ДНК бились другие исследователи: биофизик Фрэнсис Крик и несостоявшийся орнитолог Джеймс Уотсон.

Фото: Alamy Stock Photo / Розалинд Франклин

Аспирант Гослинг имел доступ ко всем результатам Розалинд Франклин и впоследствии, как писал один из исследователей, выкрал их из ящика стола и передал «конкурентам». Научные материалы, в том числе и известный снимок «Фотография 51», были взяты без разрешения девушки и использованы в корыстных целях.

В 1953 году Крик, Уотсон и Уилкинс (Уилкинс присоединился к ним сразу же после ссоры с Франклин) выпустили три статьи в журнале Nature, в которых поведали миру об открытии двойной спиральной структуры ДНК и представили свою модель молекулы. Спустя девять лет трио ученых получило Нобелевскую премию. Они не хотели признавать заслуги Розалинд Франклин, и лишь упоминали о девушке вскользь. В книге «Двойная спираль» Джеймс Уотсон намекнул, что Франклин “не хватило бы ума совершить такое важное для науки открытие”.

Чуть позже Крик и Уотсон все же признались, что не смогли бы построить свою модель без снимка Франклин.

Джоселин Белл Бернелл

В 1965 году Джоселин Белл Бернелл закончила университет в Глазго и поступила в Кембридж в аспирантуру к профессору Энтони Хьюишу. В то время профессор, его аспиранты и несколько студентов приступили к строительству радиотелескопа для приема сигналов от квазаров (небольшие космические объекты, обладающие огромной светимостью), и Бернелл сразу к ним присоединилась.

Когда через два года работа была завершена, телескоп напоминал площадку для сушки белья, только вместо веревок было протянуто 200 километров металлических проводов.

У ученых не было опыта обработки радиоволн, которые улавливал новый телескоп, в 60-е годы специальных компьютерных программ для анализа подобных данных мир еще не видел. Радиоаппаратура посылала сигналы на самописцы, они ежедневно выдавали 30 метров бумажной ленты, по всей длине которой шла зигзагообразная кривая. Для работы с такой информацией требовался человек-компьютер, который бы ежедневно просматривал кривые радиосигналов на бумажной ленте, распознавал сигналы от космических источников и отделял их от «мусора» — земных помех.

Фото: David Hartley/Rex/Shutterstock / Джоселин Белл Бернелл в 2017 году

На должность «человека-компьютера» Хьюиш и назначил Джоселин Белл Бернелл. За несколько лет работы на радиотелескопе девушка научилась на глаз различать сигналы, исходящие от квазаров, и от земных устройств (неудивительно, ведь за эти несколько лет, она исследовала почти 50 км бумажной ленты!).

В 1967 году в некоторых записях самописца Бернел заметила странные пики, отличающиеся от привычных сигналов прежде всего тем, что они регулярно повторялись. Чуть позже девушка поняла, что эти регулярные пики исходят из конкретного участка неба, после чего сообщила Хьюишу об открытии источника, способно посылать сигналы со строгой периодичностью.

Ни профессор, ни другие ученые не могли ответить на вопрос, кто или что является источником равномерных пиков радиоизлучения, повторяющихся раз в секунду. Некий космический объект?

А может, они все же земного происхождения? Или их посылает инопланетная цивилизация? Выдвигались самые разные версии, но Бернелл была уверена, что сигнал идет из космоса и, скорее всего, его посылает некий неизвестный астрономический объект (впоследствии его назовут пульсаром — вращающейся нейтронной звездой).

Подобные всплески астрономы регистрировали и раньше, но всегда принимали их за помехи, Бернелл же смогла из общего шума выделить эти периодические сигналы пульсаров.

Открытие Бернелл было приписано профессору Хьюишу, и в 1974 году совместно с коллегой Мартином Райлом он получил Нобелевскую премию по физике.

Джин Пурди

В 1968 году Джин Пурди, которая в то время трудилась медсестрой, подала заявку на место научного ассистента Роберта Эдвардса, работавшего в одной из лабораторий Кембриджа. Ученый вместе с гинекологом Патриком Стептоу при помощи медицинской процедуры лапароскопии пытался извлечь яйцеклетку из яичников, при этом не повредив ее, оплодотворить «в пробирке» (in virto) и затем поместить в матку. Таким образом исследователи стремились обойти одну из главных проблем бесплодия — проблему непроходимости фаллопиевых труб.

Пурди получила должность, и позже вместе с Робертом Эдвардсом и Патриком Степноу они открыли технологию, известную сегодня как ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Женщина сыграла ключевую роль в рождении первого ребенка посредством этой технологии: она не только следила за эмбрионом, но и сумела первой в мире описать формирование человеческой бластоцисты (ранняя стадия развития зародыша).

Фото: Central Press/Getty Images / Джин Пурди вместе с Робертом Эдвардсом в исследовательской лаборатории, 1968 год

В материалах об истории ЭКО Джин Пурди практически не упоминается, а недавно ее имя убрали из мемориальной доски, установленной в одной из больниц Олдхэма (город, где проводились некоторые эксперименты британской тройки ученых).

Такое решение было принято местными органами здравоохранения, почему — точно неизвестно.

Роберт Эдвардс боролся за официальное признание равного вклада Джин Пурди в открытие ЭКО, а также пытался повлиять на то, чтобы ее имя было вновь внесено на памятную табличку, однако все старания ученого оказались напрасными.

Джин Пурди умерла в возрасте 39 лет от злокачественной меланомы. В 2010 году Эдвардс был удостоен Нобелевской премии «За технологию искусственного оплодотворения in vitro».

Источник: severnymayak.ru

Микроволны приводят в движение двигатель самолета

Турбина генерирует примерно такую же мощную тягу, как и обычный реактивный двигатель. Его «камера сгорания» содержит магнетрон, вакуумную трубку, которая генерирует электромагнитные волны в микроволновом диапазоне.

Поделиться новостью