Не все ученые поддерживают мораторий на CRISPR

18 сентября 2019

Мнения ученых разделились по поводу того, какое будущее ждет генетическое редактирование человеческой зародышевой линии. В комментариях журналу Science, несколько ведущих ученых призвали ввести глобальный мораторий на редактирование наследственного генома.

Это мог бы быть не постоянный запрет, а международное соглашение для того, чтобы не допускать редактирование зародышевой линии ведущее к беременности, «если не соблюдены определенные условия».

Это предложение было решительно поддержано Фрэнсисом С. Коллинзом директором Национального института здравоохранения США.

Мотивацией для моратория стали протесты после эксперимента китайского ученого Хэ Цзянькуй, в результате которого у двух детей была отредактирована зародышевая линия. Впоследствии стало известно, что некоторые западные ученые знали о его работе и даже сотрудничали с ним.

Одна из изобретателей CRISPR, революционной техники редактирования генов, Дженнифер Дудна из Калифорнийского университета, сказала STAT, что она поддерживает идею строгого регулирования, которое исключает возможность использования редактирования зародышевой линии до тех пор, пока не будут решены научные, этические и общественные вопросы.

Что еще бросалось в глаза, так это отсутствие имен ряда выдающихся ученых в призыве к мораторию.

Нобелевский лауреат Дэвид Балтимор из Калифорнийского технологического института, декан Гарвардской медицинской школы Джордж Дейли и биолог Гарварда Джордж Черч не хотят моратория.

Они считают, что неясно, как долго этот мораторий должен продолжаться и кто будет иметь полномочия для его отмены.

На самом деле, ученые, предлагающие мораторий, ни в коем случае не были категоричны в отношении фундаментального вопроса этики редактирования зародышевой линии.

Тем не менее они перечисляют ряд этических проблем, которые очевидно могут возникнуть.

• Люди с генетическими различиями могут испытывать стигматизацию и дискриминацию.
  • Вероятное давление на родителей со стороны других родителей и рынка, предлагающего улучшить их детей.
  • Неравный доступ к технологии может еще больше увеличить неравенство среди людей.
  • Генетические улучшения могут даже разделить человечество на подвиды.

Более того, внедрение генетических модификаций в будущие поколения может оказать постоянное и, возможно, вредное воздействие на человеческий вид. Эти мутации не смогут быть удалены из генофонда, разве что, если все носители откажутся иметь детей, чтобы гарантировать, что они не передадут им мутацию.

Предложенный правительствами мораторий на «любое клиническое использование редактирования зародышевой линии человека» продлился бы пять лет. После этого клинические применения были бы разрешены при условии, что они удовлетворяют установленным условиям, где не последнюю роль имеет мнение общественности.

Интернет — трамплин в развитии человечества

Интернет оказал влияние на все. Торговля, наука, искусство, музыка, коммуникации, современные медиа все это изменилось и стало доступно не выходя из дома, но это даже не половина того, что получило человечество.

Изобретение электрической лампочки

История ламп накаливания не так проста, так как в ней приняли участие множество ученых, каждый из них внес свой вклад, что в конечном итоге привело к этому достижению.

Космические итоги 2019 года

Арабская кухня для космонавтов, робот Федор на орбите, невезение Boeing и удача Илона Маска. Настало время подвести космические итоги 2019 года.